"Быть христианином - это значит вместе есть".
Так сказал однажды один из богословов, имея в виду различие конфессий
внутри христианства. Если люди за одним столом принимают пищу,
значит они открыты по отношению друг к другу, значит они делятся
друг с другом тем, что у них есть.
Осенним октябрьским вечером, когда на улице шел то дождь, то
снег, мы оказались в уютном доме, где живут католические священники.
Этот дом они называют мужским монастырем, хотя ничего общего
с монастырем, в книжном понимании этого слова, здесь нет -
ни толстых стен, ни закрытых наглухо ворот, ни аскетичной обстановки.
Здесь скромно, светло, чисто, уютно, вкусно пахнет кухней и баней.
Этот дом открыт для всех, кто приходит сюда с чистым сердцем.
Сами обитатели его, независимо от страны, из которой они сюда
приехали (а здесь живут поляки, испанцы, гостят голландцы,
немцы, аргентинцы), очень доброжелательные, улыбчивые люди, которым
интересна Сибирь и важна их миссия здесь.
В
связи с принятием Закона о свободе совести возникло много разговоров,
особенно среди непосвященной публики, о том, что такое религия,
а что - секта, кого причислять к традиционной религии, а
кого - к нетрадиционной, какая именно из религий и конфессий
имеет больше прав в этой жизни, какая меньше и т. д. Что
делать, мы только учимся демократии, а печальный опыт жизни в
тоталитарном государстве не дает нам понимания того, что человек
как свободная личность сам вправе выбирать, в каком храме ему
молиться. И он не должен держать за это ответ перед государством,
только - перед своей совестью.
Вполне естественно, что хотелось услышать мнение по этому поводу
и по многим другим, касающимся католичества, католических священников,
людей, которые получили образование в лучших духовных учебных
заведениях Европы, для которых вера в Господа - неотъемлемая
часть их личной жизни.
В беседе участвовали отец Антоний, отец Марьяно, отец Хосе.
Спрашиваю:
- Католичество - чужая или своя религия в России?
О. МАРЬЯНО. Во-первых, будем точны. Православие - это не
религия, это конфессия, такая же, как католичество или протестантизм.
Конфессия внутри великой религии под названием христианство. И
все конфессии этой религии имеют абсолютно равные права.
- Согласны ли вы с утверждением, что Россия - это православная
страна?
О. АНТОНИЙ. Это не совсем так. Сегодня в Европе так никто не
рассуждает, так вообще не ставится вопрос. Никто не говорит, что
Италия - это католическая страна, Испания - католическая
страна и т. д. Термин "традиционная" или "нетрадиционная"
религия придумали исключительно для своих целей. Религия вне политики.
Это все равно, как если бы правительство претендовало на управление
ветром.
Безусловно, православие сыграло очень большую роль в становлении
России, но было бы неверно утверждать, что все россияне -
православные. Католические храмы и большие приходы в России были
уже в XV веке. И это значит идти против Господа, если
лишать человека одного из основных его прав - права на веру.
Если это происходит, то государство не может себя именовать демократическим.
Разве Христос определил, что полякам нужно быть непременно католиками,
а русским - православными? Нет. Такое решение обижает его.
Он не говорил этого. Он просто приглашал всех следовать Евангелию.
О. МАРЬЯНО. В Римской империи главенствовала такая концепция:
"Один король, один закон, одна вера". Но это было очень
давно, и, как известно, Римская империя потерпела крах. С тех
пор общество ушло далеко вперед, и сегодня надо рассуждать совершенно
иначе, с точки зрения человека, живущего на рубеже ХХ-ХХI веков,
а не в средневековье. Исходя из разделения, что поляки -
непременно все католики, а русские - православные, люди со
смешанной кровью будут считаться неполноценными. Их к какой религии
причислять? Так можно дойти до теории расизма.
О. АНТОНИЙ. Вообще, в Сибири мы все гости - сложно определить,
кто есть кто. Большинство людей говорят на русском языке. Это
так. Но утверждать, что все они русские, вряд ли можно.
- Ходят ли в католическую церковь русские?
О. АНТОНИЙ. Наверное, да. Для нас это неважно. Мы не спрашиваем
человека, который приходит к нам в церковь, русский он, немец
или еврей. Если он почувствовал потребность прийти к нам, мы ему
рады. Значит, для него и для нас это знак Божий.
- Есть ли какие-нибудь принципиальные отличия между православием
и католичеством?
О. АНТОНИЙ. Принципиальных отличий нет. Наша Церковь мало чем
отличается от православной, разница лишь в некоторых обрядах,
до XV века были одни и те же святые. Церковные ценности остаются
общими и сейчас. Католическая церковь не другая, она приносит
собой новые богатства в развитие религии. Вот и все. Никакой почвы
для раздора и тем более раздела здесь нет.
Образованный современный человек не может не относиться с огромным
уважением к православию. Это не только корень Российского государства.
Это - Церковь-сестра. Мы хотим видеть в православных и протестантах
своих родных людей, нам обидно слышать неприветливые слова в свой
адрес. В Писании сказано, что "если это сказал враг,
я бы претерпел это, но если это говоришь ты, мой друг, мне гораздо
сложнее претерпеть это". Мне стыдно за расколы, которые произошли
в Церкви, мне стыдно, когда говорят о Рождестве православном и
католическом. Христос родился один раз.
В основе любой религии должно лежать уважение к человеку, как
созданию Творца, уважение к его свободе и праву выбора.
О. ХОСЕ. Что общество в России в большинстве своем православное,-
это ясно, это бесспорно. Мы - не конкуренты православной
Церкви. Но в Красноярске, кроме православных, есть небольшая группа
католиков, которые оказались в Сибири не по своей воле, и они
имеют право иметь свою церковь, своих священников. Для нас православная
Церковь - сестра, и мы хотим сотрудничать с ней, а не враждовать.
Больно, что мы не вместе. Мы стремимся к единству.
О. АНТОНИЙ. Мы приехали сюда, в Сибирь, по своей воле, за нами
нет никаких политических сил. Наш дом так же, как и наши души,
открыт для всех. Мы любим заходить в православный храм и молиться
там. Когда я учился во Вроцлаве, в Польше, мы очень часто ходили
в православную церковь и с удовольствием участвовали в службах
и праздниках. И у нас не возникало вопроса: почему здесь такая
церковь, когда она здесь появилась? Мы просто любили туда ходить.
В 1857 году была построена первая католическая церковь
в Красноярске. А это прекрасное здание на улице Декабристов, здание
современной католической церкви, которое является одним из красивейших
в городе? Оно могло быть построено лишь сильной католической общиной,
сильной не столько материально, сколько духовно. Я живу в Сибири
уже пять лет, ем русскую картошку, самую вкусную в мире, дышу
сибирским воздухом, исполняю свой долг. По убеждению ученых, через
семь лет в человеческом организме полностью меняется кровь. Мне
осталось всего два года для того, чтобы стать настоящим сибиряком.
Беседу вела Ольга Подборская
Альманах ЕНИСЕЙ, июль-август 1999