Полония Приморья
     
МЕНЮ Христос родился один раз


 » Главная
 » Наш адрес
 » Наши цели
 » Наш устав
 » Костел
 » История
 » Польша

"Быть христианином - это значит вместе есть". Так сказал однажды один из богословов, имея в виду различие конфессий внутри христианства. Если люди за одним столом принимают пищу, значит они открыты по отношению друг к другу, значит они делятся друг с другом тем, что у них есть.

Осенним октябрьским вечером, когда на улице шел то дождь, то снег, мы оказались в уютном доме, где живут католические священники.

Этот дом они называют мужским монастырем, хотя ничего общего с монастырем, в книжном понимании этого слова, здесь нет - ни толстых стен, ни закрытых наглухо ворот, ни аскетичной обстановки. Здесь скромно, светло, чисто, уютно, вкусно пахнет кухней и баней.

Этот дом открыт для всех, кто приходит сюда с чистым сердцем. Сами обитатели его, независимо от страны, из которой они сюда приехали (а здесь живут поляки, испанцы, гостят голландцы, немцы, аргентинцы), очень доброжелательные, улыбчивые люди, которым интересна Сибирь и важна их миссия здесь.

Модель памятника католикам в г.КрсноярскеВ связи с принятием Закона о свободе совести возникло много разговоров, особенно среди непосвященной публики, о том, что такое религия, а что - секта, кого причислять к традиционной религии, а кого - к нетрадиционной, какая именно из религий и конфессий имеет больше прав в этой жизни, какая меньше и т. д. Что делать, мы только учимся демократии, а печальный опыт жизни в тоталитарном государстве не дает нам понимания того, что человек как свободная личность сам вправе выбирать, в каком храме ему молиться. И он не должен держать за это ответ перед государством, только - перед своей совестью.

Вполне естественно, что хотелось услышать мнение по этому поводу и по многим другим, касающимся католичества, католических священников, людей, которые получили образование в лучших духовных учебных заведениях Европы, для которых вера в Господа - неотъемлемая часть их личной жизни.

В беседе участвовали отец Антоний, отец Марьяно, отец Хосе.

Спрашиваю: 

- Католичество - чужая или своя религия в России?

О. МАРЬЯНО. Во-первых, будем точны. Православие - это не религия, это конфессия, такая же, как католичество или протестантизм. Конфессия внутри великой религии под названием христианство. И все конфессии этой религии имеют абсолютно равные  права.

- Согласны ли вы с утверждением, что Россия - это православная страна?

О. АНТОНИЙ. Это не совсем так. Сегодня в Европе так никто не рассуждает, так вообще не ставится вопрос. Никто не говорит, что Италия - это католическая страна, Испания - католическая страна и т. д. Термин "традиционная" или "нетрадиционная" религия придумали исключительно для своих целей. Религия вне политики. Это все равно, как если бы правительство претендовало на управление ветром.

Безусловно, православие сыграло очень большую роль в становлении России, но было бы неверно утверждать, что все россияне - православные. Католические храмы и большие приходы в России были уже в XV веке. И это значит идти против Господа, если лишать человека одного из основных его прав - права на веру. Если это происходит, то государство не может себя именовать демократическим. Разве Христос определил, что полякам нужно быть непременно католиками, а русским - православными? Нет. Такое решение обижает его. Он не говорил этого. Он просто приглашал всех следовать Евангелию.

О. МАРЬЯНО. В Римской империи главенствовала такая концепция: "Один король, один закон, одна вера". Но это было очень давно, и, как известно, Римская империя потерпела крах. С тех пор общество ушло далеко вперед, и сегодня надо рассуждать совершенно иначе, с точки зрения человека, живущего на рубеже ХХ-ХХI веков, а не в средневековье. Исходя из разделения, что поляки - непременно все католики, а русские - православные, люди со смешанной кровью будут считаться неполноценными. Их к какой религии причислять? Так можно дойти до теории расизма.

О. АНТОНИЙ. Вообще, в Сибири мы все гости - сложно определить, кто есть кто. Большинство людей говорят на русском языке. Это так. Но утверждать, что все они русские, вряд ли можно.

- Ходят ли в католическую церковь русские?

О. АНТОНИЙ. Наверное, да. Для нас это неважно. Мы не спрашиваем человека, который приходит к нам в церковь, русский он, немец или еврей. Если он почувствовал потребность прийти к нам, мы ему рады. Значит, для него и для нас это знак Божий.

- Есть ли какие-нибудь принципиальные отличия между православием и католичеством?

О. АНТОНИЙ. Принципиальных отличий нет. Наша Церковь мало чем отличается от православной, разница лишь в некоторых обрядах, до XV века были одни и те же святые. Церковные ценности остаются общими и сейчас. Католическая церковь не другая, она приносит собой новые богатства в развитие религии. Вот и все. Никакой почвы для раздора и тем более раздела здесь нет.

Образованный современный человек не может не относиться с огромным уважением к православию. Это не только корень Российского государства. Это - Церковь-сестра. Мы хотим видеть в православных и протестантах своих родных людей, нам обидно слышать неприветливые слова в свой адрес. В Писании сказано, что "если это сказал враг, я бы претерпел это, но если это говоришь ты, мой друг, мне гораздо сложнее претерпеть это". Мне стыдно за расколы, которые произошли в Церкви, мне стыдно, когда говорят о Рождестве православном и католическом. Христос родился один раз.

В основе любой религии должно лежать уважение к человеку, как созданию Творца, уважение к его свободе и праву выбора.

О. ХОСЕ. Что общество в России в большинстве своем православное,- это ясно, это бесспорно. Мы - не конкуренты православной Церкви. Но в Красноярске, кроме православных, есть небольшая группа католиков, которые оказались в Сибири не по своей воле, и они имеют право иметь свою церковь, своих священников. Для нас православная Церковь - сестра, и мы хотим сотрудничать с ней, а не враждовать. Больно, что мы не вместе. Мы стремимся к единству.

О. АНТОНИЙ. Мы приехали сюда, в Сибирь, по своей воле, за нами нет никаких политических сил. Наш дом так же, как и наши души, открыт для всех. Мы любим заходить в православный храм и молиться там. Когда я учился во Вроцлаве, в Польше, мы очень часто ходили в православную церковь и с удовольствием участвовали в службах и праздниках. И у нас не возникало вопроса: почему здесь такая церковь, когда она здесь появилась? Мы просто любили туда ходить.

В 1857 году была построена первая католическая церковь в Красноярске. А это прекрасное здание на улице Декабристов, здание современной католической церкви, которое является одним из красивейших в городе? Оно могло быть построено лишь сильной католической общиной, сильной не столько материально, сколько духовно. Я живу в Сибири уже пять лет, ем русскую картошку, самую вкусную в мире, дышу сибирским воздухом, исполняю свой долг. По убеждению ученых, через семь лет в человеческом организме полностью меняется кровь. Мне осталось всего два года для того, чтобы стать настоящим сибиряком.

Беседу вела Ольга Подборская
Альманах ЕНИСЕЙ, июль-август 1999

     
     

 

Сайт управляется системой uCoz