Первые попытки организации религиозной жизни католиков в России
датируются 1684 годом, когда власти дали разрешение на приезд
в Москву католических священников-иезуитов (в составе австрийской
дипломатической миссии). 16 сентября 1684 года
папа римский Иннокентий XI официально утвердил образование
католической миссии в России. Первый костел был построен в Москве
в 1698 г., а когда он сгорел, на его месте в 1705 г.
возвели новый, под тем же названием: св.апостолов Петра и Павла.
В Петербурге первый католический костел построили в 1715 г. До
1772 г. общее число католикв в России оценивается в 10 тысяч человек.
Ситуация коренным образом изменилась после трех разделов Польши,
когда в составе Российской империи оказалось более пяти с половиной
миллионов католиков. В конце XVIII - начале XIX веков поляки во
множестве появляются в Сибири и на Дальнем Востоке. Согласно докладу
митрополита Станислава Сестреньцевича (1789), католики жили и
на Волге, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Когда в этом году
митрополит послал в Восточную Сибирь монахов-францисканцев, те
обнаружили крупные католические общины - то были сосланные
в Сибирь участники Барской конфедерации (1768) и их потомки.
Вторая волна переселенцев-католиков относится к 1830-1870 гг.,
когда в Сибири оказались многие участники двух национально-освободительных
восстаний.
Старейшими католическими
приходами Сибири по праву можно назвать Томский и Иркутский. В 1806 г.
в Сибирь прибыли монахи-доминиканцы, а через три года, по специальному
приглашению генерал-губернатора Пестеля,- иезуиты. В Иркутске
иезуиты появились в 1811 г., когда по указу императора Александра
I орден был изгнан из России. Место иезуитов заняли бернардинцы
и члены общества св. Венцента де Поля. Именно бернардинцы и добились
разрешения на постройку в Иркутске католической церкви. Деревянный
костел был возведен в 1825 г. и освящен во имя Успения Божьей
матери. Прихожан костела насчитывалось около 1400 человек. Во
время пожара 22-24 июня 1879 г. деревянный костел сгорел,
и о. Швер-лицкий сразу же приступил к сбору средств на постройку
нового храма. Автором проекта был иркутский архитектор Ян Тамулевич.
Летом 1881 г. на месте пожарища стали возводить новый, кирпичный
храм, к концу 1884 г. строительство было в основном закончено,
и в декабре, в праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии,
в костеле прошло первое богослужение.
Здание "польского костела",
как чаще всего называют католические храмы в Сибири, было построено
в неоготическом стиле. Вообще этот стиль характерен для подавляющего
большинства костелов не только Сибири, но и всей России: господство
линейно-вертикальных композиций, виртуозная деталировка, подчиненная
логике целого, неразрывная связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые
арки, многоцветные витражи. Органа в костеле не было, вместо него
на хорах стояла фисгармония американской фирмы "Сторн и Кларк",
выписанная из Варшавы в 1896 г.
В 1914 г. деканат "Иркутск-Сибирь" насчитывал
6 приходов, 4 филиала, 2 часовни с общим числом
прихожан 29 925 человек.
В апреле 1938 года костел закрыли. К этому времени
священник о. Жуковский и половина членов исполнительного
органа были арестованы как враги народа по 58-й статье. Сейчас
в здании костела располагается органный зал Иркутской государственной
филармонии.
Схожая судьба постигла и крупнейшую в то время католическую общину
Сибири - приход Преображения Господня в Красноярске (10 тыс. человек
в 1914 г.). Стоящий поныне костел в свое время был построен
на месте сгоревшего деревянного (от коего сохранились ограда с
воротами). В 1905 г. у потомственной почетной гражданки Красноярска
Евдокии Кузнецовой был куплен участок земли, что позволило не
только восстановить костел, но и построить рядом двухэтажный жилой
дом со службами.
Строительство нового костела на этом участке началось в 1910 г.
трудами ксендза Льва Святополк-Мирского. Автором проекта стал
известный красноярский архитектор В.А. Соколовский.
После октября 1917 г. поляки оказались не просто в гуще
событий - по разные стороны баррикад. Именно на территории
Енисейской губернии формировалась 5-я польская стрелковая дивизия,
воевавшая с большевиками, среди которых хватало и поляков. В числе
первых редакторов газеты <Красноярский рабочий> были Винцент
Матушевский и Франтишек Врублевский.
21 марта 1922 г. Енисейский губисполком издал
приказ о реквизиции церковных ценностей ради помощи голодающим.
Поскольку в костеле из "ценностей" имелся лишь серебряный
подносик, костельный совет собрал у прихожан и передал властям
серебряные монеты. Большевики, не успокоившись на этом, в 1923 г.
завели в местном ГПУ особую папку на католиков-поляков. А третьего
марта 1936 г. появилось постановление крайисполкома за номером
2468:
"1. Договор на пользование молитвенным и культовым
зданием расторгнуть (прим. авт.: еще в 20-е годы костел с
прилегающими постройками был конфискован государством и сдан католической
общине "в аренду")
2. Передать здание для размещения объектов культуры".
В июле 1936 г. был осужден и позднее расстрелян последний
красноярский ксендз - отец Иероним
Церпенто.
В крае, кроме Красноярска,
костелы существовали в городах Ачинске, Боготоле, Иланском, Тюхтете,
деревнях Лакино и Канок.
Центром другого деканата, "Сибирь", был Томск. В состав
деканата входили 10 приходов, 3 филиала, 8 часовен
при общем числе католиков 35 700 человек.
В начале XIX столетия томичи-католики еще не имели своего
храма и богослужения проводились в частном доме - первом
каменном жилом строении города, построенном в 1792-1795 гг.
купцом М. Мыльниковым. Естественно, католики хотели иметь
свой храм, благо располагали на то Высочайшим соизволением, полученным
в 1808 г.
Первым куратором, т. е.
настоятелем томского прихода, в 1807 г. стал Маркел
Каминский, в 1825 г. куратором был назначен о. Ремигий.
При нем и начался сбор средств на строительство. Большинство прихожан
были ссыльными поляками, не располагавшими деньгами, и потому
они могли предложить лишь свои рабочие руки, став добровольными
каменщиками, плотниками, штукатурами. Но строителей нужно было
на что-то содержать, и о. Ремигий, продав свое имущество,
купил лошадей с экипажем и отправился в поездку по приходу. В пути
он исполнял требы, попутно собирая пожертвования на храм. Брать
приходилось всё, что давали - хлеб, яйца, масло, штуки холста.
Строительство костела началось на Воскресенской горе. Он был
освящен ксендзом Ремигием Апонасевичем 1 октября 1833 г.
во имя Пресвятой Богородицы Покровской. Архитектурный облик костела
сильно отличается от существовавших в то время - вместо привычной
неоготики архитектором был избран итальянский стиль. В плане здание
представляет собой прямоугольник, заканчивающийся ротондой, а
с противоположной стороны - папертью, опиравшейся на шесть кирпичных
колонн. Постройку венчал глухой купол с обитым жестью крестом.
Усердием и заботами последующих настоятелей - священника
ордена доминиканцев Иеронима Гринчеля (1835-1862), почетного могилевского
каноника Иосифа Энгельгардта (1862-1867), магистра богословия,
священника Иустина Захаровича (1867-1882), почетного каноника
Луцкой коллегии, священника Валериана Громадзского (1883-1898),
ксендза Скибишевского (1898-1900), магистра богословия Демекиса -
храм пополнялся утварью, перестраивался, обновлялся. Первый орган
был приобретен в 1862 г., а в 1902 г. установили новый.
В 1837 г. была выстроена деревянная колокольня. На
ней висели два колокола - в 8,5 и 9,5 пудов. Позже
на ее месте появилась новая, кирпичная, очень красивая. 8 сентября
1895 г. состоялось освящение вновь отделанной церкви.
Существовавший костел не мог вместить всех прихожан, и потому
при проезде через Томск викарного епископа Ципляка был решен вопрос
о постройке нового храма. Его проект был утвержден Министерством
внутренних дел, но этим планам не сужденобыло сбыться -
началась первая мировая война, за ней революция...
Сейчас томский костел возвращен верующим, и в нем вновь отправляются
святые мессы.
Такова вкратце история лишь трех костелов. Всего к 1914 году
на территории Восточной и Западной Сибири было 25 приходов,
7 филиалов и 22 часовни, объединенных в три деканата
с центрами в Иркутске, Томске и Омске. Костелов до наших дней
сохранилось немного. Иные перестроены для других целей, другие
используются в качестве концертных залов. Красноярский до сих
пор <сосуществует> с филармонией, и только единицы возвращены
истинным хозяевам - потомкам попавших некогда в Сибирь католиков:
поляков, белорусов, украинцев, прибалтов, немцев, которые помнят
о своих корнях и надеются, что справедливость восторжествует окончательно.
Источники:
1. Odrodzenie Kosciola katolickego w bylym ZSRR. Lublin, 1993.
2. Antoni Kuczynski "Syberia". Warsawa-Wroclaw-Krakow, 1993.
3. Ю. Федоров. Сибирская старина.
4. "Свет Евангелия", № 15, Москва, 1999.
Альманах ЕНИСЕЙ, июль-август 1999