Полония Приморья
     
МЕНЮ Сергей Шинкевич. Католические костелы в Сибири


 » Главная
 » Наш адрес
 » Наши цели
 » Наш устав
 » Костел
 » История
 » Польша

Первые попытки организации религиозной жизни католиков в России датируются 1684 годом, когда власти дали разрешение на приезд в Москву католических священников-иезуитов (в составе австрийской дипломатической миссии). 16 сентября 1684 года папа римский Иннокентий XI официально утвердил образование католической миссии в России. Первый костел был построен в Москве в 1698 г., а когда он сгорел, на его месте в 1705 г. возвели новый, под тем же названием: св.апостолов Петра и Павла. В Петербурге первый католический костел построили в 1715 г. До 1772 г. общее число католикв в России оценивается в 10 тысяч человек.

Ситуация коренным образом изменилась после трех разделов Польши, когда в составе Российской империи оказалось более пяти с половиной миллионов католиков. В конце XVIII - начале XIX веков поляки во множестве появляются в Сибири и на Дальнем Востоке. Согласно докладу митрополита Станислава Сестреньцевича (1789), католики жили и на Волге, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Когда в этом году митрополит послал в Восточную Сибирь монахов-францисканцев, те обнаружили крупные католические общины - то были сосланные в Сибирь участники Барской конфедерации (1768) и их потомки.

Вторая волна переселенцев-католиков относится к 1830-1870 гг., когда в Сибири оказались многие участники двух национально-освободительных восстаний.

Костел в г.ИркутскеСтарейшими католическими приходами Сибири по праву можно назвать Томский и Иркутский. В 1806 г. в Сибирь прибыли монахи-доминиканцы, а через три года, по специальному приглашению генерал-губернатора Пестеля,- иезуиты. В Иркутске иезуиты появились в 1811 г., когда по указу императора Александра I орден был изгнан из России. Место иезуитов заняли бернардинцы и члены общества св. Венцента де Поля. Именно бернардинцы и добились разрешения на постройку в Иркутске католической церкви. Деревянный костел был возведен в 1825 г. и освящен во имя Успения Божьей матери. Прихожан костела насчитывалось около 1400 человек. Во время пожара 22-24 июня 1879 г. деревянный костел сгорел, и о. Швер-лицкий сразу же приступил к сбору средств на постройку нового храма. Автором проекта был иркутский архитектор Ян Тамулевич. Летом 1881 г. на месте пожарища стали возводить новый, кирпичный храм, к концу 1884 г. строительство было в основном закончено, и в декабре, в праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, в костеле прошло первое богослужение.

Костел в г.ТомскеЗдание "польского костела", как чаще всего называют католические храмы в Сибири, было построено в неоготическом стиле. Вообще этот стиль характерен для подавляющего большинства костелов не только Сибири, но и всей России: господство линейно-вертикальных композиций, виртуозная деталировка, подчиненная логике целого, неразрывная связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые арки, многоцветные витражи. Органа в костеле не было, вместо него на хорах стояла фисгармония американской фирмы "Сторн и Кларк", выписанная из Варшавы в 1896 г.

В 1914 г. деканат "Иркутск-Сибирь" насчитывал 6 приходов, 4 филиала, 2 часовни с общим числом прихожан 29 925 человек.

В апреле 1938 года костел закрыли. К этому времени священник о. Жуковский и половина членов исполнительного органа были арестованы как враги народа по 58-й статье. Сейчас в здании костела располагается органный зал Иркутской государственной филармонии.

Схожая судьба постигла и крупнейшую в то время католическую общину Сибири - приход Преображения Господня в Красноярске (10 тыс. человек в 1914 г.). Стоящий поныне костел в свое время был построен на месте сгоревшего деревянного (от коего сохранились ограда с воротами). В 1905 г. у потомственной почетной гражданки Красноярска Евдокии Кузнецовой был куплен участок земли, что позволило не только восстановить костел, но и построить рядом двухэтажный жилой дом со службами.

Строительство нового костела на этом участке началось в 1910 г. трудами ксендза Льва Святополк-Мирского. Автором проекта стал известный красноярский архитектор В.А. Соколовский.

После октября 1917 г. поляки оказались не просто в гуще событий - по разные стороны баррикад. Именно на территории Енисейской губернии формировалась 5-я польская стрелковая дивизия, воевавшая с большевиками, среди которых хватало и поляков. В числе первых редакторов газеты <Красноярский рабочий> были Винцент Матушевский и Франтишек Врублевский.

21 марта 1922 г. Енисейский губисполком издал приказ о реквизиции церковных ценностей ради помощи голодающим. Поскольку в костеле из "ценностей" имелся лишь серебряный подносик, костельный совет собрал у прихожан и передал властям серебряные монеты. Большевики, не успокоившись на этом, в 1923 г. завели в местном ГПУ особую папку на католиков-поляков. А третьего марта 1936 г. появилось постановление крайисполкома за номером 2468:

"1. Договор на пользование молитвенным и культовым зданием расторгнуть (прим. авт.: еще в 20-е годы костел с прилегающими постройками был конфискован государством и сдан католической общине "в аренду")

2. Передать здание для размещения объектов культуры".

В июле 1936 г. был осужден и позднее расстрелян последний красноярский ксендз - отец Иероним Церпенто.

Каплица в г.БоготолеВ крае, кроме Красноярска, костелы существовали в городах Ачинске, Боготоле, Иланском, Тюхтете, деревнях Лакино и Канок.

Центром другого деканата, "Сибирь", был Томск. В состав деканата входили 10 приходов, 3 филиала, 8 часовен при общем числе католиков 35 700 человек.

В начале XIX столетия томичи-католики еще не имели своего храма и богослужения проводились в частном доме - первом каменном жилом строении города, построенном в 1792-1795 гг. купцом М. Мыльниковым. Естественно, католики хотели иметь свой храм, благо располагали на то Высочайшим соизволением, полученным в 1808 г.

Костел в д.Конок Красноярского краяПервым куратором, т. е. настоятелем томского прихода, в 1807 г. стал Маркел Каминский, в 1825 г. куратором был назначен о. Ремигий. При нем и начался сбор средств на строительство. Большинство прихожан были ссыльными поляками, не располагавшими деньгами, и потому они могли предложить лишь свои рабочие руки, став добровольными каменщиками, плотниками, штукатурами. Но строителей нужно было на что-то содержать, и о. Ремигий, продав свое имущество, купил лошадей с экипажем и отправился в поездку по приходу. В пути он исполнял требы, попутно собирая пожертвования на храм. Брать приходилось всё, что давали - хлеб, яйца, масло, штуки холста.

Строительство костела началось на Воскресенской горе. Он был освящен ксендзом Ремигием Апонасевичем 1 октября 1833 г. во имя Пресвятой Богородицы Покровской. Архитектурный облик костела сильно отличается от существовавших в то время - вместо привычной неоготики архитектором был избран итальянский стиль. В плане здание представляет собой прямоугольник, заканчивающийся ротондой, а с противоположной стороны - папертью, опиравшейся на шесть кирпичных колонн. Постройку венчал глухой купол с обитым жестью крестом. Усердием и заботами последующих настоятелей - священника ордена доминиканцев Иеронима Гринчеля (1835-1862), почетного могилевского каноника Иосифа Энгельгардта (1862-1867), магистра богословия, священника Иустина Захаровича (1867-1882), почетного каноника Луцкой коллегии, священника Валериана Громадзского (1883-1898), ксендза Скибишевского (1898-1900), магистра богословия Демекиса - храм пополнялся утварью, перестраивался, обновлялся. Первый орган был приобретен в 1862 г., а в 1902 г. установили новый.

В 1837 г. была выстроена деревянная колокольня. На ней висели два колокола - в 8,5 и 9,5 пудов. Позже на ее месте появилась новая, кирпичная, очень красивая. 8 сентября 1895 г. состоялось освящение вновь отделанной церкви.

Существовавший костел не мог вместить всех прихожан, и потому при проезде через Томск викарного епископа Ципляка был решен вопрос о постройке нового храма. Его проект был утвержден Министерством внутренних дел, но этим планам не   сужденобыло сбыться - началась первая мировая война, за ней революция...

Сейчас томский костел возвращен верующим, и в нем вновь отправляются святые мессы.

Такова вкратце история лишь трех костелов. Всего к 1914 году на территории Восточной и Западной Сибири было 25 приходов, 7 филиалов и 22 часовни, объединенных в три деканата с центрами в Иркутске, Томске и Омске. Костелов до наших дней сохранилось немного. Иные перестроены для других целей, другие используются в качестве концертных залов. Красноярский до сих пор <сосуществует> с филармонией, и только единицы возвращены истинным хозяевам - потомкам попавших некогда в Сибирь католиков: поляков, белорусов, украинцев, прибалтов, немцев, которые помнят о своих корнях и надеются, что справедливость восторжествует окончательно.

Источники:

1. Odrodzenie Kosciola katolickego w bylym ZSRR. Lublin, 1993.

2. Antoni Kuczynski "Syberia". Warsawa-Wroclaw-Krakow, 1993.

3. Ю. Федоров. Сибирская старина.

4. "Свет Евангелия", № 15, Москва, 1999.

0063.jpg (31180 bytes)
0064.jpg (35089 bytes)

0065.jpg (22814 bytes)

Альманах ЕНИСЕЙ, июль-август 1999

     
     

 

Сайт управляется системой uCoz